Позавчера ездил на сервис с Алмерой жены, менять масло-фильтры-свечи. Поскольку Сергей уехал на пару недель в деревню, а срок подошёл, и машина жене нужна, поехал не к нему. Мастер оказался опытный, и в процессе разговорились о машинах и двигателях. Поскольку он работал мотористом на брендовом сервисе одной серьёзной марки 12 лет, сама-собой возникла тема моторов и расхода масла на Pajero Jr. после замены колпачков. Мастер сразу спросил про красный клапан патрубка вентиляции картера, который установлен в верхней части клапанной крышки. Посоветовал проверить его, а лучше всего, заменить, принимая во внимание пробег Мичирки. Сказал, что если клапан неисправен, возможен небольшой постоянный перегрев двигателя выше нормы, и расход масла, как следствие. Я был несколько удивлён таким оборотом событий, и попросил рассказать поподробнее почему. Мастер ответил, что клапан этот служит для стравливания избыточного давления газов сгорания во впускной трубопровод, с целью выравнивания давления внутри клапанного механизма и нормализации вентиляции картера. В случае неисправности клапана, например его заклинивания, газы при такте сжатия, имея высокую температуру, могут просачиваться сквозь поршневые кольца в картер с маслом, выжигая его и разжижая, а также паразитно повышая температуру двигателя и масла в поддоне. Засчёт выжигания присадок оно и угорает быстрее, вот такой парадокс.
Поскольку мне давно казалось, что мотор несколько перегрет всегда, мысль эта меня моментально «включила». Решил проверить клапан при первой возможности, и заменить его, от греха. За 16 лет ему уже наверное давно уже пора на помойку. Не говоря уже о том, что шланги вентиляции картера тоже уже почти «одервенели» от постоянного перегрева от двигателя. На следующий день была хорошая погода, и я проверил клапан, вынув его аккуратно рукой из резинового уплотнения клапанной крышки (предварительно тряпкой удалил грязь вокруг клапана, чтобы не сорить внутрь двигателя). Дальше вынул клапан из красного пластика с номером MD 194136 из конца шланга, идущего к корпусу дросселя, и протёр тряпкой досуха. Потом попробовал продуть, через тряпку. В рабочем направлении,- от крышки к дросселю, клапан продувается легко, а обратно не продувается (то есть, предварительно, он «живой»).
Только вот есть один момент. Я не знаю, должен ли он продуваться таким низким давлением свободно, или же стравливать лишь избыточное относительно какой-то пороговой величины, не допуская паразитной циркуляции газов в масло через кольца. Если второе, то он вполне мог потерять этот порог из-за износа и постоянного перегрева. Тогда угар масла частично может быть связан с его паразитным разжижением горячими газами. Решил поменять клапан, чтобы выяснить этот момент опытным путём, а заодно с ним, заменить и прокладку под клапан в клапанной крышке, за номером MD 179909, и оба шланга вентиляции картера, за номерами MD 320065 (левый — от клапана к дросселю), и MD 065302 (правый — вентиляции картера). Клапан с резиновой прокладкой идут по предоплате за 1 день, а шланги придётся ждать из Японии 3 недели. Однако диаметр у них нестандартный, как показывает практика, и поэтому заказал всё вместе (оба шланга уже «деревянные» и им давно место в помойке). Цена вопроса: клапан — 342р., прокладка — 111р., и шланги — за 305р и 165р., итого, «на круг» выходит 925р. Но это значительно меньше, чем стоит замена поршневых колец в купе с прокладками и вкладышами коленвала, так что, вопрос нуждается в экспериментальной проверке. Хуже от замены точно не будет, а ещё, эти шланги и клапан больше уже у меня не сломаются. А если расход уменьшится, значит мастер знал, что говорил. Придумать это он вряд ли смог бы, да и какой ему смысл? В любом случае, менять буду всё сразу со шлангами, для чистоты эксперимента, и организации как можно более близкого к эталонному режима вентиляции картера двигателя.
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!…» 😉 (с) Из детского фильма