Замена маслосъёмных колпачков Pajero Jr.

Вчера поехал наконец к Сергею менять своему Pajero Jr. маслосъёмные колпачки клапанов, надеясь успеть ещё и махнуть масло в автомате. Надо сказать, Сергей мастер опытный, и кроме навыка, у них на сервисе было всё, что надо для этой работы. Работал он вместе с помощником Иваном, который тоже хорошо разбирается в моторах. Для замены у меня были с собой купленные с год назад колпачки, сальники свечных колодцев и прокладка клапанной крышки. Не было только запасных сухариков клапанов, и забегая вперёд, скажу — напрасно я не купил их заранее. Бывают вещи, которые будучи куплены больше никогда уже не понадобятся, но стоит их не купить, как оказываются необходимы. Однако, обо всём по порядку.

Для начала с машины были сняты воздуховод, крышка воздушного фильтра и центральный охладитель воздуховода — всё, что закрывало доступ головке блока цилиндров. Далее, сняли свечные провода, отключив предварительно высоковольтные провода от разъёма в задней части блока, и выкрутили свечи. После, сняв конец шланга рециркуляции с корпуса дросселя, сняли клапанную крышку, отвернув болты по периметру. Вопреки моим опасениям (после прочтения на сайте Lavr отчёта о разборке мотора с втрое меньшим пробегом, а не под 300тык, как у моего), внутри крышки кокса комьями не оказалось, как и внутри клапанной сборки — масло было золотисто-горчичного цвета, и на вид весь кокс был отмыт чистым маслом, смотрелось всё именно так — следы на стенках были как будто замыты. Видимо, раскоксовка двигателя и последующий подбор масла пошли двигателю на пользу.

Выяснилась и причина «сопления» крышки — прокладка как раз с того края совершенно одервенела и покоробилась, видимо от перегрева и потери эластичности. Коробление было видно невооружённым глазом сразу при осмотре. Распредвал и ролики коромысел визуально оказались без видимых следов износа, не имели выработок, и выглядели как новые, только слегка подзолочённые в нерабочих частях по матовой поверхности.

Дальше, крутя за гайку шкив ГРМ, для чего сняли предварительно его кожух, выставили коленвал в положение ВМТ 1 и 4 цилиндров, и отметили специальным фломастером метки положения шкива относительно головки блока цилиндров, на всякий случай в двух местах. После этого стало можно снять обе планки коромысел клапанов, ослабив аккуратно болты их крепления к головке, а затем отвернув совсем. Зазоры клапанов для регулировки Сергей нашёл заранее в справочнике по цифровому коду двигателя. С трубок свечных колодцев сняли старые сальники, уже довольно затвердевшие.

Один сальник вообще сковырнуть удалось только с помощью отвёртки, так он прикипел к трубке колодца. Имея комплект новых, удалили старые без сожалений. Теперь клапанный механизм стал доступен для рассухаривания и замены маслосъёмных колпачков. Новые колпачки сразу же, перед работой, Серёга положил все в плошку с чистым маслом, чтобы устанавливать хорошо смазанными.

Надо отметить, что для прижима клапанов во время рассухаривания, чтобы не уронить клапан в цилиндр, внутрь мы накачивали сжатый воздух, с помощью оправки, ввёрнутой предварительно в свечное отверстие. Оправки для присоединения были у Сергея в наборе для монтажа клапанов, в котором имелся и универсальный съёмник в виде 2 скоб с отверстиями, длинного стержня и рычага с оправкой для нажимания на тарелки клапанов. Начали с выпускных клапанов третьего цилиндра, в процессе отрегулировали давление воздушного компрессора (при нажимании на клапан коленевал норовит повернуться, особенно на 4 и 1 цилиндрах поэтому метки в начале выставили очень в тему). После этого, работали не торопясь, действуя таким образом: Сергей держа в руках гибкий щуп с магнитом, подносил его к рассухариваемому клапану, выставив оправку на него, а Иван аккуратно давил на тарелку с помощью рычага до освобождения сухарей. Освобождаясь, сухари примагничивались к щупу, и отложив их, мы снимали пружину с тарелкой, далее маслосъёмный колпачок с помощью специального съёмника в виде щипцов с цилиндрическими губками. Одевая новый маслосъёмный колпачок на шток клапана, надвигали его до направляющей втулки от руки, а затем — забивали аккуратно с помощью трубчатой толстостенной оправки с небольшим бойком в виде цилиндра со штоком (из того же набора, что и съёмник клапанов). Звук был глухим до момента фиксации колпачка на втулки в крайнем положении — когда при лёгком ударе грузика раздаётся звон, это значит, что колпачок установлен до упора и дальше бить не нужно. Таким макаром установили примерно за 4 часа все колпачки, работая без спешки, и переставляя магистраль подачи сжатого воздуха (давлением около 8 атм), и скобы съёмника на цилиндр, клапана которого разбирали. Сначала сделали клапана третьего, далее четвёртого цилиндра, затем перешли ко второму, а потом и к первому (это логично, от самого трудного до более доступного, по мере утоления). Однако, один «сухарик» (было это уже на 15м клапане первого цилиндра) мы всё же уронили — он выскользнул из пинцета и упал куда-то между коллектором и корпусом воздушного фильтра, в грязь на переднем мосту. Найти его ни магнитом, ни камерой на гибком зонде не получилось. Что ж, неприятно, но не смертельно — ситуация рабочая. Сегодня утром заказал было 3 сухаря по 90р. у экзистовцев, как позвонил Сергей, и сказал, что нашёл у знакомого «голову» Мицубиси, сухарики от которой на вид точно такие же. Обещал попробовать засухарить последний клапан, и счастье возможно станет полным уже сегодня до вечера. А не подойдёт — заберу родные послезавтра, и всё равно сделаем. Теперь, в шаге от сделанной работы, ничто нас не остановит, и мы ещё посмеёмся над несчастным сухариком 15го клапана, ггы 😉

Конечно, ещё понадобится выставить регулировочными винтами коромысел зазоры клапанов после установки планок с коромыслами на место в обратном порядке, но их Сергей знает, а дальше осталось только поставить новую прокладку клапанной крышки, одеть на трубки свечных колодцев новые сальники, и затянуть клапанную крышку требуемым моментом затяжки с помощью динамометрического ключа. После присоединить шланг рециркуляции газов от крышки к дросселю, установить обратно охладитель, воздушный рукав и крышку воздушного фильтра, и заменить масло на чистое, одновременно с масляным фильтром. Масло и фильтр я привёз, так что для Сергея это задача на 15 минут, и я в нём ни минуты не сомневаюсь.

Что могу сказать про колпачки. Вынимая старые колпачки, и поставив рядом с новыми для сравнения, понял, что решение о замене было верным — визуально отверстия старых разбиты по диаметру по сравнению с новыми колпачками на глаз на 0,8-1мм! При этом резина старых колпачков околела совершенно (на ощупь — как хрупкий пластик), они имеют вздутие уплотняющей манжеты по верхнему краю, и малую площадь контакта уплотнения с поверхностью штоков клапанов. То есть неудивительно, что масло попадало по штокам клапанов в цилиндры, все условия для этого сложились. С нетерпением жду итоговой сборки и пробы работы мотора с новыми колпачками. Уверен, хуже не будет точно, даже если маслосъёмные кольца тоже уже не в самом лучшем состоянии. Капиталить мотор полностью не хотелось, но если придётся, через годик сделаю, осердчав. Думаю после замены колец он проходит ещё 300 тык влёгкую (а то и больше, поскольку езжу я аккуратно и сильно мотор не раскручиваю), судя по впечатлениям. А это целая пятилетка, по крайней мере, и игра стоит свеч. Мичирка устраивает меня в плане экономичности и потребительских качеств как средство доставки меня в белокаменную при любой погоде идеально. За 2 года успел в этом неоднократно убедиться, и доволен, как слон.

«Не всё так плохо, как хотелось бы…» 😉 (с) Лёлик

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

5 комментариев к записи “Замена маслосъёмных колпачков Pajero Jr.”

  1. Дмитрий:

    Здрасте!
    Вопрос: вот эти кольца пластиковые под крышкой одетые на свечные колодцы это и есть сальники? И должны ли они быть деревянные? И еще на одном из них с кусочек срезан, это нормально, или износ?
    И самый главный вопрос: какие зазоры клапанов должны быть?

    • Медведь:

      На свечных колодцах сальники(с отбортовкой тонкой по краю,резиновые) Если срезан краешек,не страшно,но значит-разбирали уже.Износ у них-только околевание ;)Зазоры клапанов помойму 0,18 и 0,20, посмотрите в постах у меня поиском,или в поисковике,он даст первую ссылку на центровой форум паджероводов,там точно есть…

      • Медведь:

        Мда,сорри,правда забыл написать-проверил.Зазоры такие:0,18 и 0,20 («впуск» и «выпуск»,соответственно).

  2. Дмитрий:

    Понял, спасибо! )
    Регулировал сам на 0,15 и 0,20. Все равно звук такой как будто клапана стучат. А на больших оборотах такое ощущение что спорткар едет.
    Отдам мастерам пусть сами регулируют, да и в куче заменят прокладку клапанной крышки и, по вашему совету, маленький красный клапан на крышке с прокладкой.
    Еще вопрос: стук при переключении с R на D это нормально? Раньше не было, после прочистки коробки от всякого гов..а, замены фильтра и масла в коробке стал отчетливо проявляться стук с толчком.

    • Медведь:

      Вообще у меня не стучали,может это зависит от положения распредвала при сборке?Красный клапан реально дал ощутимую разницу в приёме при езде.Стука при переключении у меня нет,тьфу-тьфу

Оставить комментарий к записи Дмитрий